Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
Пожарный аудит (независимая оценка пожарного риска) Вашему бизнесу
29 марта 2019
Пожарный аудит (независимая оценка пожарного риска) Вашему бизнесу
Статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – это одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.
По сути – это альтернатива Государственному пожарному надзору. Закон даёт собственнику право выбора, кто будет оценивать объект на соответствие требованиям пожарной безопасности: государство в лице пожарного инспектора или независимая экспертная организация.
В первом случае эта процедура проводится в сроки, определённые планом проверок, независимо от желания собственника (без приглашения) и бесплатно. Однако, если при проверке выявляются нарушения, то выдаётся обязательное для исполнения предписание и накладываются штрафные санкции [1]. В случае же повторного нарушения объекту грозит приостановление деятельности на 90 суток. Выдача предписания влечёт за собой обязательную внеплановую проверку с теми же последствиями. При этом в случае невыполнения предписания накладывается ещё и дополнительный штраф [2].
Во втором случае услуга по проведению пожарного аудита является платной, проводится на основании договора в согласованные сроки, по результатам выдаётся заключение о независимой оценке пожарного риска.
Что дает собственнику пожарный аудит? Вот 5 причин, почему это Вам нужно, и что Вы от этого получите.
1. Невключение в план проверок
Объекты, на которые имеется заключение о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, не включаются в планы проверок органами ГПН в течение срока [3], установленного п. 44 Административного регламента МЧС, с даты регистрации заключения НОР (от 1 до 10 лет в зависимости от присвоенной объекту категории риска).
Кроме того, в соответствии с п. 3 «а» Приложения к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, категория риска объекта подлежит снижению на одну ступень при наличии заключения о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, что автоматически влечёт за собой уменьшение периодичности проверок. К примеру, если объект отнесён к категории умеренного риска (с периодичностью проверок 1 раз в 10 лет), то при наличии положительного заключения НОР, объект переводится в категорию низкого риска, для которой плановые проверки вовсе не предусматриваются.
Нет проверок – нет предписаний, штрафов, угрозы приостановки деятельности.
2. Прохождение проверки по «упрощённой схеме»
В случае, если объект уже включен в план проверок, то проверки избежать не удастся. Но при наличии положительного заключения НОР проверка проводится не по «полной программе», а по упрощённой схеме.
Согласно п. 63 Административного регламента МЧС в этом случае не проверяется выполнение условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. То есть инспектор в этом случае не имеет права проверять выполнение требований Технического регламента и нормативных документов по пожарной безопасности. Проверке подлежит только узко ограниченный круг вопросов [4] по соблюдению противопожарного режима.
3. «Легализация» нарушений
НОР позволяет обосновать допустимость отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности. Делается это путём расчёта пожарного риска с учётом имеющихся нарушений.
Актуально для зданий, в которых:
выполнение требований нормативных документов сопряжено со значительными затратами (в отдельных случаях дешевле снести здание и построить новое);
выполнение требований нормативных документов противоречит архитектурным или дизайнерским концепциям (решениям);
отсутствует техническая возможность выполнения требований НД;
ранее выдано предписание по устранению нарушений (допустимость нарушения обосновывается при проведении НОР, в этом случае нарушение в предписании отмечается как устранённое без фактического устранения, при этом штраф за невыполнение предписания [5] не накладывается).
4. Получение положительного заключения МЧС
Требуется для предоставления в лицензирующий орган при получении лицензии на отдельные виды деятельности:
производство, поставка, хранение и продажа алкогольной продукции и этилового спирта;
медицинская;
образовательная;
В соответствии с нормативно-правовыми актами МЧС России Заключение выдаётся заявителю после проведения проверки организации, при этом в случае выявления нарушений выдаётся отрицательное заключение.
При наличии заключения НОР о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности положительное заключение МЧС выдаётся без проверки объекта.
5. Информация о реальном состоянии пожарной безопасности объекта
По результатам проведения аудита пожарной безопасности собственник получает полную, всестороннюю и достоверную информацию о реальном состоянии пожарной безопасности объекта. Наличие такой информации позволяет:
выявить потенциально опасные места (помещения, участки, процессы), создающие непосредственную угрозу возникновения пожара, гибели и травмирования людей при пожаре;
получить объективную оценку состояния (исправности, работоспособности, соответствия нормам и проектной документации) систем противопожарной защиты (сигнализации, пожаротушения, оповещения, противодымной вентиляции, противопожарного водопровода), а также выявить недостатки, допущенные сторонними организациями при проектировании, монтаже и техническом обслуживании этих систем;
разработать концепцию системы обеспечения пожарной безопасности с учётом риск-ориентированного подхода;
реализовать на объекте систему гибкого противопожарного нормирования, в основе которой лежит право собственника рисковать своим имуществом при условии обеспечения допустимого пожарного риска;
ранжировать мероприятия по степени важности (опасности);
планировать выполнение противопожарных мероприятий и их финансирование с учётом обоснованного риска.
Указанная информация не может быть получена при проведении проверки органом ГПН по следующим причинам:
ограниченное количество времени на проверку, жёстко регламентированное законодательством;
отсутствие заинтересованности объекта в выявлении нарушений инспектором (не показывается весь объект, «теряются» ключи от «проблемных» помещений, не предоставляются все документы);
низкая квалификация инспектора и отсутствие опыта;
отсутствие у инспектора технической возможности проведения испытаний и экспертиз;
отсутствие заинтересованности инспектора (как правило, переписываются нарушения из старых предписаний);
инспектора «боятся» выявлять новые нарушения («я не умнее моих предшественников», нарушения могут быть обжалованы с возможными негативными последствиями по службе);
инспектор не обязан разрабатывать мероприятия по устранению нарушений, предлагать наиболее эффективные способы устранения недостатков (в предписании просто указывается нарушение, а как его устранить – это не проблема инспектора, т.к. это не входит в его должностные обязанности).
__________________________________________________________________________________________
[1] — ст. 20.4 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 500 000 руб., на должностное лицо – до 30 000 руб.
[2] — ст. 19.5 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 200 000 руб., на должностное лицо – до 20 000 руб., или дисквалификация на 3 года.
[3] — 1 год – детские сады, общеобразовательные школы, детские лагеря, дома престарелых;
2 года – больницы, поликлиники, санатории;
4 года – объекты, отнесённые к категории значительного риска (особо опасные, технически сложные и уникальные, критически важные для национальной безопасности, особо важные пожароопасные, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, дополнительного образования детей, профессионального образования, Ф4.2, Ф5.1 I, II, III классов опасности, Ф3 с одновременным пребыванием более 200 человек, Ф4.3 высотой более 28 м);
7 лет – объекты, отнесённые к категории среднего риска (Ф1.3 высотой более 28 м, Ф3 с одновременным пребыванием от 50 до 200 человек, Ф4.3 высотой от 15 до 28 м, Ф5.1 и Ф5.2 категорий А, Б, В);
10 лет – объекты, отнесённые к категории умеренного риска (Ф3 с одновременным пребыванием до 50 человек, Ф5 категорий Г, Д.
[4] — выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, знания требований пожарной безопасности, готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара, правила поведения людей, порядок организации производства, содержания территорий, зданий, сооружений, помещений.
[5] — ст. 19.5 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 200 000 руб., на должностное лицо – до 20 000 руб., или дисквалификация на 3 года.
Статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – это одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.
По сути – это альтернатива Государственному пожарному надзору. Закон даёт собственнику право выбора, кто будет оценивать объект на соответствие требованиям пожарной безопасности: государство в лице пожарного инспектора или независимая экспертная организация.
В первом случае эта процедура проводится в сроки, определённые планом проверок, независимо от желания собственника (без приглашения) и бесплатно. Однако, если при проверке выявляются нарушения, то выдаётся обязательное для исполнения предписание и накладываются штрафные санкции [1]. В случае же повторного нарушения объекту грозит приостановление деятельности на 90 суток. Выдача предписания влечёт за собой обязательную внеплановую проверку с теми же последствиями. При этом в случае невыполнения предписания накладывается ещё и дополнительный штраф [2].
Во втором случае услуга по проведению пожарного аудита является платной, проводится на основании договора в согласованные сроки, по результатам выдаётся заключение о независимой оценке пожарного риска.
Что дает собственнику пожарный аудит? Вот 5 причин, почему это Вам нужно, и что Вы от этого получите.
1. Невключение в план проверок
Объекты, на которые имеется заключение о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, не включаются в планы проверок органами ГПН в течение срока [3], установленного п. 44 Административного регламента МЧС, с даты регистрации заключения НОР (от 1 до 10 лет в зависимости от присвоенной объекту категории риска).
Кроме того, в соответствии с п. 3 «а» Приложения к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, категория риска объекта подлежит снижению на одну ступень при наличии заключения о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, что автоматически влечёт за собой уменьшение периодичности проверок. К примеру, если объект отнесён к категории умеренного риска (с периодичностью проверок 1 раз в 10 лет), то при наличии положительного заключения НОР, объект переводится в категорию низкого риска, для которой плановые проверки вовсе не предусматриваются.
Нет проверок – нет предписаний, штрафов, угрозы приостановки деятельности.
2. Прохождение проверки по «упрощённой схеме»
В случае, если объект уже включен в план проверок, то проверки избежать не удастся. Но при наличии положительного заключения НОР проверка проводится не по «полной программе», а по упрощённой схеме.
Согласно п. 63 Административного регламента МЧС в этом случае не проверяется выполнение условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. То есть инспектор в этом случае не имеет права проверять выполнение требований Технического регламента и нормативных документов по пожарной безопасности. Проверке подлежит только узко ограниченный круг вопросов [4] по соблюдению противопожарного режима.
3. «Легализация» нарушений
НОР позволяет обосновать допустимость отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности. Делается это путём расчёта пожарного риска с учётом имеющихся нарушений.
Актуально для зданий, в которых:
выполнение требований нормативных документов сопряжено со значительными затратами (в отдельных случаях дешевле снести здание и построить новое);
выполнение требований нормативных документов противоречит архитектурным или дизайнерским концепциям (решениям);
отсутствует техническая возможность выполнения требований НД;
ранее выдано предписание по устранению нарушений (допустимость нарушения обосновывается при проведении НОР, в этом случае нарушение в предписании отмечается как устранённое без фактического устранения, при этом штраф за невыполнение предписания [5] не накладывается).
4. Получение положительного заключения МЧС
Требуется для предоставления в лицензирующий орган при получении лицензии на отдельные виды деятельности:
производство, поставка, хранение и продажа алкогольной продукции и этилового спирта;
медицинская;
образовательная;
В соответствии с нормативно-правовыми актами МЧС России Заключение выдаётся заявителю после проведения проверки организации, при этом в случае выявления нарушений выдаётся отрицательное заключение.
При наличии заключения НОР о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности положительное заключение МЧС выдаётся без проверки объекта.
5. Информация о реальном состоянии пожарной безопасности объекта
По результатам проведения аудита пожарной безопасности собственник получает полную, всестороннюю и достоверную информацию о реальном состоянии пожарной безопасности объекта. Наличие такой информации позволяет:
выявить потенциально опасные места (помещения, участки, процессы), создающие непосредственную угрозу возникновения пожара, гибели и травмирования людей при пожаре;
получить объективную оценку состояния (исправности, работоспособности, соответствия нормам и проектной документации) систем противопожарной защиты (сигнализации, пожаротушения, оповещения, противодымной вентиляции, противопожарного водопровода), а также выявить недостатки, допущенные сторонними организациями при проектировании, монтаже и техническом обслуживании этих систем;
разработать концепцию системы обеспечения пожарной безопасности с учётом риск-ориентированного подхода;
реализовать на объекте систему гибкого противопожарного нормирования, в основе которой лежит право собственника рисковать своим имуществом при условии обеспечения допустимого пожарного риска;
ранжировать мероприятия по степени важности (опасности);
планировать выполнение противопожарных мероприятий и их финансирование с учётом обоснованного риска.
Указанная информация не может быть получена при проведении проверки органом ГПН по следующим причинам:
ограниченное количество времени на проверку, жёстко регламентированное законодательством;
отсутствие заинтересованности объекта в выявлении нарушений инспектором (не показывается весь объект, «теряются» ключи от «проблемных» помещений, не предоставляются все документы);
низкая квалификация инспектора и отсутствие опыта;
отсутствие у инспектора технической возможности проведения испытаний и экспертиз;
отсутствие заинтересованности инспектора (как правило, переписываются нарушения из старых предписаний);
инспектора «боятся» выявлять новые нарушения («я не умнее моих предшественников», нарушения могут быть обжалованы с возможными негативными последствиями по службе);
инспектор не обязан разрабатывать мероприятия по устранению нарушений, предлагать наиболее эффективные способы устранения недостатков (в предписании просто указывается нарушение, а как его устранить – это не проблема инспектора, т.к. это не входит в его должностные обязанности).
__________________________________________________________________________________________
[1] — ст. 20.4 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 500 000 руб., на должностное лицо – до 30 000 руб.
[2] — ст. 19.5 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 200 000 руб., на должностное лицо – до 20 000 руб., или дисквалификация на 3 года.
[3] — 1 год – детские сады, общеобразовательные школы, детские лагеря, дома престарелых;
2 года – больницы, поликлиники, санатории;
4 года – объекты, отнесённые к категории значительного риска (особо опасные, технически сложные и уникальные, критически важные для национальной безопасности, особо важные пожароопасные, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, дополнительного образования детей, профессионального образования, Ф4.2, Ф5.1 I, II, III классов опасности, Ф3 с одновременным пребыванием более 200 человек, Ф4.3 высотой более 28 м);
7 лет – объекты, отнесённые к категории среднего риска (Ф1.3 высотой более 28 м, Ф3 с одновременным пребыванием от 50 до 200 человек, Ф4.3 высотой от 15 до 28 м, Ф5.1 и Ф5.2 категорий А, Б, В);
10 лет – объекты, отнесённые к категории умеренного риска (Ф3 с одновременным пребыванием до 50 человек, Ф5 категорий Г, Д.
[4] — выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, знания требований пожарной безопасности, готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара, правила поведения людей, порядок организации производства, содержания территорий, зданий, сооружений, помещений.
[5] — ст. 19.5 КоАП РФ, штраф на юридическое лицо до 200 000 руб., на должностное лицо – до 20 000 руб., или дисквалификация на 3 года.
Оформите заявку на сайте и мы свяжемся с вами в ближайше время, а также ответим на все интересующие вопросы.